Правила сенета — «сенет Птолемеев»
Внимание! Эти правила оставлены тут только в исторических целях. Их играбельность недостаточно высока, подождите новой версии |
Раз доска для сенета уже есть, надо играть. Поиск правил в сети привел к неутешительным результатам: практически все реконструкции сенета не очень похожи на правила настоящей, живой игры.
Пришлось всерьез задуматься, потом поиграть, и теперь я могу представить вам играбельные, проверенные правила. Да, играть в такой сенет интересно! Но работа все равно продолжается, следите за обновлениями.
Чтобы отличать эти правила от других известных правил сенета, я назвал мой вариант сенетом Птолемеев», так как эта реконструкция базируется на предположении, что поздний1 сенет послужил основой для «дуодецима, затем римской табулы, а потом — нард, и все эти игры наследуют черты друг друга.
А еще я уверен, что «сенетов» в Египте было не меньше, чем у нас — различных игр в нарды, так что не стоит заморачиваться и искать «единственно верную» реконструкцию. Но эта все равно хороша. Итак…
Сенет Птолемеев, версия 1.0b
Инвентарь
Доска 3 на 10 квадратов, 5 фишек одной формы и пять другой, четыре плоские палочки с одной окрашенной стороной в качестве костей.
Цель игры
Из начальной расстановки вывести свои фишки с доски.
Процесс игры
В начале игры фишки игроков расставляются по средней линии в шахматном порядке. Игрок, чья фишка оказыватся в крайней левой клетке среднего ряда, делает первый ход, и еще один «бонусный» ход, далее ходы передаются обычным образом.
Путь фишек обозначен на схеме стрелками — слева направо в центральном ряду, потом справа налево в верхнем, после чего они переходят в нижний ряд слева и движутся в нем слева направо.
Каждый игрок в свой ход бросает палочки, и передвигает одну из своих фишек на выпавшее число очков. Одна сторона палочек отмечена, и число очков определяется по количеству палочек, упавших отметкой вверх следующим образом:
Замечание: лучше играть с дополнительным ходом только при выпадении пятерки.
В процессе хода допускается «перепрыгивать» через любое количество фишек, своих или чужих. Ход должен закончится на свободном поле. В случае, если фишка «приземлилась» на фишку противника, последняя сталкивается в центральный ряд, если место рядом с ней в центральном ряду свободно. Это наш, египетский, вариант «съедания». См. схему, светло-желтым обозначен центральный ряд.
Свои фишки есть нельзя. Понятно, что в центральном ряду и вовсе никто никого не ест.
Игрок обязан использовать свой ход, если он не может двинуть ни одну фишку вперед, он должен ходить назад по тем же правилам.
Выход с доски
Для того, чтобы вывести фишку с доски игрок не должен иметь ни одной фишки в центральном ряду. Чтобы вывести фишку с доски, нужно выкинуть точное число, как в нардах2. При этом пять последних полей в нижнем ряду, обозначенных специальными символами, имеют дополнительные правила.
Фишки на этих полях могут быть сбиты обычным образом. Собственно, вот и все.
Вариант: Сенет Рамзеса
Этот вариант, помнится, тоже был весьма распространен. Один кожевник из Сетета… стоп, палимся. Все правила те же самые, кроме начальной расстановки и движения фишек — фишки начинают путь в верхнем ряду, в том же шахматном порядке, и двигаются по доске бустрофедоном, то есть слева направо в верхнем ряду, справа налево в среднем и слева направо в нижнем.
Сбивание фишек производится немного иначе. Фишку противника можно столкнуть на любой соседний ряд, в том числе, подтолкнув ближе к финишу. Вынуждать противника на такие ходы — большое искусство, которым особенно хорошо владел ныне покойный писец Нахт… упс, короче, схема:
Для того, чтобы начать выводить фишки c доски, игрок должен собрать их все в пределах последних пятнадцати квадратов доски, то есть, после анкха. Кроме шуток, так играть даже интереснее, чем в предыдущем варианте, да и движение фишек аутентичнее.
Дополнительные правила
Ощущение от игры
Первая ассоциация — нарды эльфов. Или гномов. Тонкая маленькая игра, сначала немного походит на Людо и прочие простые гоночки, потом проявляется стратегический элемент. Некоторые стратегии очевидны, некоторые не очень. Как ни странно, кажется, что на исход игры могут сильно повлиять дебютные ходы. И при этом общий игровой процесс легок и азартен одновременно.
Да, и не вздумайте заменять палочки кубиками! Древним египтянам были прекрасно известны шестигранные игральные кости3, и, поверьте, если бы в сенет можно было играть с ними, они бы играли. Когда сенет «поженили» с кубиками, родилась совсем другая игра античного мира, с другим количеством полей и фишек, но про нее потом.
Пояснение про анкх
Если вы уже играли по распространенным в интернете правилам сенета, вы, наверное, уже задались вопросом «где анкх». Да, во всех известных реконструкциях этой клетке придается большое значение.
Что я тут имею сказать. Чисто прагматически — анкх встречается на абсолютном меньшинстве досок для сенета, значит, никакой особой роли в игре у него не было. Идеологически — ну, египяне лепили анкх куда ни попадя, да и иероглифическое значение анкха «жизнь», а не «возрождение» а символическое точно неизвестно. А использование клетки в середине доски в качестве точки возвращения сбитых фишек мне представляется нелогичным4.
Пояснение про “глубокий религиозный символизм” сенета
Да, про религиозную символику сенета не говорил только ленивый. И в реконструкции правил ее вливают прямо литрами. Но на самом деле сенет появился как чисто светское развлечение.
Религиозный символизм подтянулся потом: жрецы увидели в распространенной игре символическое значение, а не создали игру по мотивам теологии. Так что и нащупывать механику сенета надо не в «Книге мертвых», а в мире живых игр.
Тут еще был гневный пассаж про горе-египтологов, считающих нас древних египтян маньяками, помешанными на культе смерти и хтоническом символизме, но был вырезан во имя милостивой Хатор, матери всего сущего.
Засим откланиваюсь. Играйте!
1 Птолемеи — династия, правившая Египтом в эллинистический период.
2 Если занудно: чтобы вывести фишку, игрок должен выбросить на палочках число, на единицу большее, чем количество клеток от выводимой фишки до последней клетки доски, включая последнюю клетку доски и исключая клетку, на которой стоит выводимая фишка. Или вот так: …на единицу большее, чем нужно, чтобы попасть на последнюю клетку доски.
3 Некоторые утверждают, что нет, но, заглянув, например, в египетский зал ГМИИ им. Пушкина, можно лично убедиться в обратном.
4 Хотя бы потому, что на этом поле может оказаться другая фишка, и логичного правила о ее судьбе сформулировать невозможно. Или представьте, что в людо сбитая фишка выходит где-нибудь на полпути.
Если понравилось: у меня есть канал в Телеграме, и он не спамит уведомлениями. Подписывайся!