Общество Чистых Тарелок

Прошло много лет, но споры (и ругань) вокруг фигуры В. И. Ленина все никак не утихнут. На сегодняшний момент поднято из архивов и растиражировано множество фактов его биографии  — от дедушки-полукровки до искреннего желания быть похороненным рядом с мамой. Но, как всегда, самые глубокие и важные тайны остаются «за кадром».

Вступление

Все, чье детство пришлось на советскую эпоху помнят тонкую книжечку с простым названием: «Ленин и Дети», написанную В. Д. Бончем-Бруевичем.

Непонятно, зачем управделами Совнаркома взялся писать для детей. Но, на мой взгляд, один из рассказов может дать нам ответ. Как понятно из заголовка, я имею в виду «Общество Чистых Тарелок», единственный рассказ в бонч-бруевичской лениниане, сюжет которого записан (или придуман) не Бонч-Бруевичем; известна, как минимум, еще одина публикация на аналогичный сюжет, предпринятая в 1925 году неким Кругловым-Самариным, вскоре репрессированным. На мой взгяд, внимательное изучение текста этого рассказа заставляет предположить, что вся книга была задуманы только для того, чтобы передать его текст максимальному количеству людей.

Сюжет

Дети ели плохо, почти весь суп остался в тарелках. Владимир Ильич посмотрел неодобрительно, но ничего не сказал. Подали второе. Та же история – опять многое осталось на тарелках. – А вы состоите членами общества чистых тарелок? – громко спросил Владимир Ильич, обращаясь к девочке Наде

Итак, добрый «дедушка Ленин» (кстати, почему дедушка? Ведь Ленин, по официальной информации, умер в 54 года, но в описываемый в рассказах период ему не могло быть больше 40-ка, причем он находился, как мы знаем, в очень хорошей физической форме? К этой загадке мы еще вернемся в других статьях), на протяжении всей детской ленинианы действовавший в амплуа «доброго волшебника» вдруг предстает в необычной ипостаси представителя некоего Общества.

<cite> — А как же поступить туда?

 — Надо подать заявление.

 — А кому?

 — Мне.</cite>

Заметим, что сообщая о своих полномочиях логично назвать занимаемую должность, но Ленин почему-то этого не делает. Он указывает, что заявление на вступление можно подать ему, однако на заявлении пишет резолюцию «надо принять«, то есть не выносит окончательного решения, а рекомендует. Кому?

Есть и еще один любопытный момент. Автор старательно избегает прямого утверждения, что ОЧТ  — это общество, объединяющее тех, кто доедает всю еду до последнего кусочка. Вчитайтесь внимательно в текст. Это не утверждается ни разу! ОЧТ  — общество тех, «у кого тарелки всегда чистые». Ленин просто утверждает, что детей не примут в ОЧТ, потому что они оставляют еду на тарелках (т. е., в данном случае  — за непослушание).

Итак, мы имеем выпадающий по стилю из общего сказочного настроя рассказ, текст которого в некоторых местах нарочито туманен. Упоминание Вождя в контексте не вполне понятного Общества  — не пахло ли это контрреволюцией? Конечно, пахло, но для нашего рассказа было сделано исключение, и мы попробуем понять, почему.

Вопрос

Итак, что же это за странное Общество, основанное, по словам Ленина «уже давно», в которое сам вождь може только рекомендовать новых членов и в котором «тем, у которых тарелки всегда чистые» выдают значки, о конкретных видах которых Бонч-Бруевич опять-таки умолчал? Зачем понадобилось публиковать эту информацию в детской книге?

Расследование

Начнем с того, что в рассказе нам (?) сообщают, что Ленин является членом внутреннего круга ОЧТ. Для чего может понадобиться такая «засветка»? Очевидно, для тех, кто понимает, что кроется за ОЧТ. Скорее всего, чтобы вызвать законспирированных членов ОЧТ на диалог (буде таковые существуют). Но кто же они, загадочные «Братья Чистых Тарелок»?

В тексте есть еще одна подсказка. Вспомним: вместо «принимают тех, у кого тарелки после еды остаются чистыми», дважды (!) читаем очевидную бессмыслицу: «тех, кого тарелки всегда чистые«? Ведь «всегда чистые» тарелки только у того, кто ими не пользуется… Почему Бонч-Бруевич допускает такую неточность? Очевидно, мы имеем дело с фразой «спрятанной» в контексте. Человек понимающий вычленит ее с первого взгляда, а вот непосвященный проглотит, не заметив. Попробуем понять смысл фразы, которая, видимо, важна  — ведь не зря она повторяется два раза практически без изменений.

Кто может пользоваться тарелкой и, в то же время, сохранять ее всегда чистой? Стоило сформулировать вопрос, как ответ пришел сам собой. Тот, кто соблюдает ритуальную чистоту пищи и посуды! Например, набожный еврей. Но зачем было так сложно кодировать послание, если еврейские организации и до и после революции действовали в России совершенно легально? Нет, если адресат сообщения вообще нам известен, это никик не еврейская община. Это сообщество, законспирированное настолько тщательно, что даже адепты внутреннего круга (каковым в этом рассказе представляется Ленин) не знают всех его членов.

И мы знаем это общество! Правда, с XV века о нем ничего не было слышно, во всяком случае, достоверного. Но именно о нем известно, что адепты внутреннего круга придерживались строгих предписаний в области питания (например, не ели животной пищи)  — чтобы освободить «искры божественного», заключенные в грубой материи. Это  — манихеи, последователи учения Мани (216-273 гг), проповедовавшего несовершенство тварного мира и его творца, продолжателями дела которых стали катары, вальденсы и альбигойцы. Против последних католическая церковь даже учинила крестовый поход, после чего те ушли в глубокое подполье. Действительно, ОЧТ «давно существует»!

Итак, Ленин сообщает: «я являюсь членом внутреннего круга Братства и имею право рекомендовать новых членов», потом сообщает пароль (мы те, кто хранит свои тарелки в чистоте). Упоминает о «значках» для членов, то есть, о знаках отличия или «градусах» иерархии (знаки выдают тем, у кого тарелки всегда чистые). «Засветка» выглядит довольно рискованно, но как еще вызвать на диалог глубоко законспирированных еще с XVII века братьев?

Чего же ожидал Ленин от контакта с Братьями по Чистым Тарелкам, идя на риск разоблачения? У меня пока нет однозначного ответа на этот вопрос. Возможно, послание Бонч-Бруевича было не единственным. Возможно, неправдоподобными дипломатическими успехами советская власть обязана вовремя сказанному девизу: «мы храним свои тарелки в чистоте«. Но, судя по постоянным переизданиям книги «Ленин и Дети», большевики искали новых связей…

Дополнения

Не надо думать, что манихеи-альбигойцы  — часть только европейской истории. Во-первых, известно, что секты аналогичной направленности существовали и в Болгарии, и на Кавказе. Во-вторых  — у них было достаточно времени, чтобы распространиться по всему миру, и, возможно, составить Мировое Правительство.

Близость идеологии манихеев и большевиков тоже очевидна. «Весь мир насилья…»  — так мог бы называть тварный мир, созданный злым Демиургом сам Мани. Кроме того, руководители советского государства (в первые десятилетия) были весьма аскетичными людьми. А рассказ того же Бонч-Бруевича про «картошку с салом» явно указывает на вегетарианство Ильича. Только когда он убеждается, что избежать поедания картошки с салом и не навлечь на себя подозрения невозможно, он съедает «нечистое» блюдо! Можно себе представить, как тяжело было ему ради сохранения тайны «Общества Чистых» нарушать, пусть вынужденно, многовековые установления…

Мы можем только догадываться об истинном характере связей Братства и партии, но совершенно очевидно, что более глубокое изучение этого вопроса должно пролить свет на многие таинственные моменты в истории нашей страны, чем мы и займемся в следующих выпусках.


Если понравилось: у меня есть канал в Телеграме, и он не спамит уведомлениями. Подписывайся!

2006.04.24