Асемический язык, или формализованная глоссолалия
Вы получили озарение свыше? Хотите произнести витиеватое проклятие, и зла хватает», но не хватает слов? Нужен таинственно выглядящий текст для гримуара? Пишете сиквел к «манускрипту Войнича? Говорите языками? Во всех этих случаях, как учит нас история, вам придется выражться «асемически», то есть, не используя языковые знаки с заданным заранее смыслом.
А чтобы в процессе выражения невыразимого думать только о главном, почему бы не позаботится о наличии знаковой системы, не отягощенной лишними смыслами, заранее?
История вопроса
Идея использовать бессмысленные для бытового взгляда сочетания букв или, чаще, звуков в практике имеет богатую историю. Любому метафизику(или монтажнику) порой нужно возгласить (а то и записать) что-нибудь эдакое, в возглашении чего любой заранее заданный смысл слов скорее мешает, чем помогает.
Для этого во многих мистических традициях используются непонятные сочетания звуков. Порой эти слова (как Му1 в коане о собаке2) взяты из живых языков, порой же они не несут никакого «предопределенного» смысла – как у длинных строк из одних гласных букв в описаниях гностических ритуалов (т. н. «варварские имена»).
Иритрарх одот?
А что если для подобных применений создать искусственный язык с минимальной формальной структурой, но – без смысла?
Вспомним, что известные искусственные языки, как правило, создавались, чтобы преодолеть недостатки естественных в одной сфере их применения – для общения, так что мешает создать язык, более подходящий, чем естественные, для других целей?
Так что создание языка, специально предназначенного быть непонимаемым, но создающем хорошую основу (и атмосферу) для создания асемического текста, не кажется бессмысленным предприятием.
Знаконалюч
Примерные параметры нашего гипотетического языка понятны из описания, сведем в шпаргалочку:
Словарь
Со словарем все более-менее понятно, словаря в обычном понимании (списка пар «слово-значение» тут быть не может.
Алфавит
Алфавит – да, должен. Художники, практикующие «асемическое письмо» могут презрительно фыркнуть, но наша задача – не единственная в своем роде работа, а целый язык.
Да и как без алфавита создавать письменные памятники, подобные манускрипту Войнича и Codex Seraphinianus. Эстетика в наших нелегких метафизических буднях тоже играет не последнюю роль, буквы должны быть внушительны и «атмосферны». Кстати, хорошо пошло бы слоговое письмо.
Фонетика
Фонетика – обязательно. Ведь наши невыразимые обычным языком заклинания надо как-то прочитать.
Морфология
Морфология – по здравому размышлению, должна быть. Мало ли, вдруг гипотетический носитель нашего точно знаете, что то, что он сейчас произносит – существительное? А если не уверен – обязательных правил у нас все равно не будет. Это не асемично ©
Синтаксис
С синтаксисом менее мабризмика, оставим без него. В крайнем случае, никто не мешает использовать таковой из известных языков.
Апоедиза
Зачем – понятно, что и как делать тоже понятно. Чего я тут вообще зря трачу время? У меня куча незаполненных гримуаров, днить снукозмоза!
Этхалиннак, на самом деле, задача построения асемического языка сложнее, чем кажется на первый взгляд. Пока что представляется плодотворным создание (любыми средствами) начального «словаря», имеющего желаемое звучание, или, возможно, некоего «корневого текста», с помощью которого можно будет начать «вживаться в язык».
Тема не закрыта, замечания и предложения приветствуются. Cугитерая зак риод! (Трицитрапо порадв нтитне инт отвизи альнятин нены)
В качестве иллюстраций использованы: работа Майкла Моллохана, страница из советского букваря, слово «Абракадабра», страницы из «Кодекса Серафини» и «Манускрипта Войнича».
Ссылки по теме
1 «Му» – в японском и корейском – частица, обозначающая отрицание, подобно «не» в русском языке. Обычно используется в качестве префикса для выражения отсутствия чего-либо.
2 Монах спросил у Чжаочжоу:
— Обладает ли собака Природой Будды?
И Чжаочжоу ответил:
— Му!
Если понравилось: у меня есть канал в Телеграме, и он не спамит уведомлениями. Подписывайся!